11.12.2014
Представители СПбГИКиТ обсудили проблемы популяризации междисциплинарных знаний на III Санкт-Петербургском Международном культурном форуме
Мероприятия секции «Наука и образование в пространстве культуры» были впервые включены в основную программу форума и прошли при участии представителей крупнейших академических, научно-исследовательских и образовательных организаций, органов власти и крупного бизнеса. Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения в рамках форума представил проект «Сетевого университета массовых коммуникаций».
Диалог о новом подходе к образованию и науке состоялся по инициативе руководителя секции – крупнейшего организатора науки, известного российского физика, директора НИЦ «Курчатовский институт», члена-корреспондента РАН М.В. Ковальчука. По его приглашению в дискуссии приняли участие ректор СПбГИКиТ, профессор А.Д. Евменов и проректор по развитию и внешним связям А.В. Курылев.
На секции в течении двух дней был обсужден широкий круг вопросов посвященных конвергентным подходам в самых разнообразных сферах: от междисциплинарного образования до организации среды обитания. В ходе обсуждений часто звучала аббревиатура «НБИКС» – это понятие легло в основу многих докладов. Термин «НБИК-конвергенция», как синтез четырех научных и технологических направлений (нано-, био-, информационных и когнитивных) для решения глобальных цивилизационных проблем, был введен еще в 2002 году. Российские ученые, во главе с Михаилом Ковальчуком, разработали новое направление «НБИКС», подчеркнув, что возникающие научные и технологические задачи должны решаться с учетом социогуманитарного компонента. В рамках работы секции был выдвинут ряд крупных инициатив. В частности одна из них с которой выступает сегодня «Курчатовский институт», включает в себя объединение культурного, научного и образовательного кластеров в исторических пригородах Санкт-Петербурга (проект «Императорское кольцо»), внедрение междисциплинарного подхода на всех уровнях образования и популяризацию научных знаний.
На решении этих задач сосредоточились и участники круглого стола «Междисциплинарное образование в контексте современной науки», одним из спикеров которого выступил ректор СПбГУКиТ А.Д. Евменов.
– Само устройство мира, основанное на фундаменте отраслевой экономики и отраслевой науки, сегодня против междисциплинарности, – отметил М.В. Ковальчук, открывая дискуссию. – Достаточно посмотреть на любой вуз, где у каждого направления свои конференции, свои журналы и свои узкие задачи. Это подход необходимо менять на системном уровне.
Ректор СПбГИКиТ Александр Евменов, в свою очередь, отметил, что в институте кино и телевидения уже сегодня занимаются комплексным решением задач применительно к сфере медиа индустрии: СПбГИКиТ является единственным в России профильным вузом, в котором готовят специалистов одновременно по трем направлениям – творческому, экономическому и техническому. В результате естественным образом происходит формирование конвергентного образовательного пространства. Но, для дальнейшего развития такого подхода, необходима поддержка государства:
– Сегодня уже нет принципиальной разницы между технологиями кинематографа и телевидения – все это важнейшие компоненты информационной инфраструктуры страны, – отметил А.Д. Евменов. – Мы говорим, что общество пока не готово к комплексному подходу, но, не готова и соответствующая нормативная база. Периодически мы сталкиваемся с угрозой сокращения тех или иных направлений подготовки из-за недостаточной гибкости государственного мониторинга образовательной деятельности.
Обсуждение темы продолжили на следующий день в рамках круглого стола «Конвергенция как новый этап социокультурной революции». В ходе дискуссии стало понятно: в обществе, основанном на новейших средствах коммуникации, внедрение новых подходов к образованию и науке невозможно без формирования соответствующей общественной среды, в том числе с помощью новых коммуникативных технологий:
– Сегодня недостаточно просто заниматься научными исследованиями, пусть и самыми передовыми, – отметил в своем выступлении проректор по развитию и внешним связям СПбГИКиТ А.В. Курылев. – Нужно создавать среду, формировать «моду» и общественный запрос на новые научные знания.
Решать эту задачу призван проект «Сетевого университета массовых коммуникаций», представленный СПбГИКиТ в рамках руководимой М.В. Ковальчуком секции «Наука». Инициатива, согласно которой «Курчатовский институт» становится глобальным центром популяризации науки, предполагает формирование единого общественно-инфрмационного пространства. Его центром станет молодежь, причем не только в качестве потребителей соответствующих медиапродуктов, но и как его непосредственный участник процесса популяризации знаний.
Председатель секции М.В. Ковальчук отметил продуктивность состоявшихся дискуссий. Иллюстрируя стратегическую важность внедрения конвергентных подходов для современной России, он сравнил роль конвергенции сегодня со значением атомного проекта для научно-технического прогресса в СССР.
Подводя итоги, участники круглых столов сошлись во мнении: процесс построения нового технологического уклада, основанного на междисциплинарности неизбежен, как единственный выход из цивилизационного кризиса, на пороге которого сегодня стоит человечество. Вопрос только в том, кто сможет вовремя уловить этот «тренд» и оказаться готовым к требованиям нового мироустройства.
Служба информации СПбГИКиТ