01.10.2014
Александр Роднянский: «Хорошее образование для продюсера – это умение находить нужных людей»
Выдающийся российский продюсер, чья последняя картина «Левиафан» (реж. А. Звягинцев) удостоилась приза на 67-м Каннском кинофестивале и теперь выдвинута от России на «Оскар», автор учебника по продюсерскому мастерству провел в рамках фестиваля «Послание к человеку» мастер-класс для студентов университета кино и телевидения. Двухчасовую встречу в заполненном киноконцертном зале посвятили, в частности, образованию и знаниям, которыми должен обладать успешный медиаменеджер.
Одним из поводов визита Александра Роднянского в СПбГУКиТ стал запуск в вузе бесплатного курса повышения квалификации при поддержке Министерства культуры РФ по теме «Современное управление кинодистрибьюторской и кинотеатральной деятельностью». Поэтому свое выступление гость начал с краткого введения в профессию, после чего перешел к ответам на вопросы:
– Продюсер – это человек, берущий на себя ответственность за все творческие, финансовые и организационные процессы в ходе производства кинопродукта. Человек, реализующий приходящие в голову ему идеи с целью, чтобы проект стал частью жизни большого количества зрителей. Сделать это невозможно без наличия постоянного диалога – сначала с автором, затем с режиссером, с монтажером, с дистрибьютором.... Продюсер – единственный участник кинопроцесса, который доводит картину до конца, с первого дня появления идей на бумаге, до выхода на экран.
В переданных гостю записках студенты СПбГУКиТ рассказывали о своем обучении в университете и интересовались потенциалом получаемых в вузе знаний. А. Роднянский отметил, что у него остались хорошие впечатления от работы с выпускниками университета разных специальностей. А успешному продюсеру, добавил он, особенно важно быть специалистом одновременно во всех областях кинематографа:
– Знания, получаемые в университете, – это общее образование, которое позволит вам в будущем проявить свои качества, имея необходимые компетенции в кино и умение находить людей, которые помогают и понимают вас лучше, чем кто-то другой. Идеально, когда продюсер выходит из кинематографического производства. Но, необходима и очень мощная гуманитарная база: она поможет понять настроение аудитории, на что зрители реагируют и как соотносят себя с персонажами на экране.
Успешно реализуя кинопроекты одновременно в России и Голливуде, Александр Роднянский отметил, что всегда считал себя именно «российским» продюсером, и, отвечая на один из вопросов, выделил особенности национального кино:
– Кинематограф несет в себе скрытую систему кодовых сигналов, которые мы часто называем «культурным кодом нации». Каждая национальная кинематография, прежде всего, находится в поиске ответов на вопрос о собственной идентичности, то есть отвечающий на вопросы каждого конкретного народа: кто мы? куда идем? чем озабочены? Есть два направления, которые могут производиться только живущими в стране кинематографистами, – это комедии (в Лос-Анджелесе трудно будет смеяться над русскими шутками) и «фильмы-события» (например, снятые на основе эпизодов из истории страны).
Больше всего студентов киновуза волновали трудности становления молодых профессионалов, как в части поиска финансирования, так и в вопросах попадания на кинофестивали (один из крупнейших кинофорумов страны, «Кинотавр», с недавних пор принадлежит самому Роднянскому). Гость отметил, что отсутствие больших бюджетов, наоборот, стимулирует творческую мысль, – а это именно то, что ценят продюсеры в начинающих кинематографистах:
– Абсолютно убежден в том, что разумным стартом для молодых людей является попытка продемонстрировать свежесть идей, неожиданность решений, самобытность интонаций. Это можно сделать за очень небольшие деньги, используя современные медиаресурсы и интернет-платформы. На сегодняшний день продюсеры заинтересованы в подвижных, понимающих обстоятельства времени людях, способных на новые неординарные решения. Это природа рыночной конкуренции. Фильм равно человек, мы всегда ищем талантливых людей.
В заключении встречи студенты обратились к А. Роднянскому с просьбой по-возможности чаще приезжать в университет с мастер-классами, на что гость ответил согласием. Кроме того, продюсеру вручили приглашение на XIV международный фестиваль студенческих фильмов «ПитерКиТ», который пройдет в киноконцертном зале вуза с 17 по 22 октября.
Служба информации СПбГУКиТ,
Фото: Федор Бондаренко