05.08.2014
Новинка от Panasonic для тележурналистики и не только
В соответствии с договором о сотрудничестве с нашим университетом, компания Panasonic предоставила нам для тестирования на срок с 5 июня по 20 июня 2014 г портативный камкордер AJ-PX270EN. Данная камера была впервые представлена в сентябре 2013 г в Амстердаме на IBC и в Москве на Международной выставке профессионального оборудования и технологий для теле-, радио-, интернет-вещания и кинопроизводства НАТ-Экспо 2013. В продажу камкордер поступил с весны 2014 г. Нам, кстати, одним из первых в Санкт-Петербурге было предложено провести пробные съемки и сформировать свое мнение о камере.
Познакомиться с камерой можно на сайте компании. http://broadcast.panasonic.ru/product/default.ivp?productid=185
Там есть технические характеристики и фотографии, но более подробную инструкцию можно найти, загрузив ее с этого же сайта, нажав ссылку «инструкция». Вы получите файл на английском языке AJ-PX270P_OpsManual.pdf
Основными пользователями камер в нашем университете являются кафедры операторского искусства и учебный киновидеоцентр (институт экранных искусств), кафедра телевидения (бывшая кафедра видеотехники) и кафедра журналистики (институт медиатехнологий). К сожалению, в это время в университете проходят экзамены, поэтому собрать группы студентов не удалось, кроме операторов первого курса заочного отделения, которым посчастливилось поснимать интерьеры университета и улицу Правды. Познакомились с камерой и студенты третьего курса факультета технологий кино и телевидения. От сотрудников университета с камерой поработали: профессор кафедры операторскогоискусства С.М. Ландо, преподаватель комбинированных киносъемок В.И. Бохан, заведующий учебно-творческой лабораторией кафедры режиссуры телевидения А.Г. Схиртладзе, от кафедры телевидения - преподаватель А.Л. Антипин. Представлял камеру доцент кафедры телевидения В. А. Павлов.
Камкордер в НИЦ ЦК
Для тестирования использовали студию научно-инновационного центра цифрового кинематографа при университете (НИЦ ЦК), в которой камкордер был подключен кабелем HD SDI к монитору, а перед камерой устанавливались различные испытательные таблицы (TE232, TE 225 и др). Съемка велась при различной яркости осветительных приборов, а также в темноте при свете одной свечи или дисплея мобильного телефона. Качество изображения контролировалось визуально и инструментально с помощью осциллографа.
Кадры, снятые при слабом освещении
Также камера тестировалась на кафедре телевидения, где использовались те же таблицы и монитор. Дополнительно изображение передавалось по кабелю HDMI на HD телевизор с диагональю 50 дюймов (127 см). На кафедре телевидения проводилась съемка метронома на фоне таблиц с различными параметрами камеры, съемка при малой освещенности, интервальная съемка, а также изучалась возможность работать с полученными файлами в различных программах монтажа.
Кадр с метрономом
Компания Panasonic регулярно проводит семинары по профессиональному телевизионному оборудованию, где применяется носитель P2 (камеры AG-HVX200, AG-HPX500, AG-HMC174), но дело в том, что опыт практической работы с форматом P2 у нас в университете отсутствует. Это связано с большой стоимостью профессиональных носителей информации P2 от компании Panasonic. Например, карта microP2 AJ-P2M064AG стоит около 30000 руб., а это всего 1 час записи с потоком 100 Мб/сек, правда, с профессиональным качеством.
Фрагмент презентации формата P2 от 27.09.2012
В камкордере Panasonic AJ-PX270EN имеется возможность поддерживать не только профессиональные карты памяти Р2 и microP2, но и бытовые карты SDHC/SDXC не ниже 10 класса для записи данных с потоком до 50 Мб/с. Так написано на сайте компании Panasonic. Но, к сожалению, это у нас не получилось. Камера просто не видела SDHC карту, вставленную в слот для карты памяти microP2. Но вставленная в свой SD слот, она прекрасно писала proxy-файлы, которые имели небольшой размер и читались большинством монтажных программ.
Карты памяти Р2 и microP2
Камкордер Panasonic AJ-PX270EN поддерживает большое количество различных систем и форматов записи: AVC-Intra 100/AVC-Intra 50,
AVC-LongG, 50/AVC-LongG, 25/AVC-LongG 12, DVCPRO HD/DVCPRO50/DVCPRO/DV, 1080/59.94p, 1080/59.94i, 1080/29.97pN, 1080/23.98pN 720/59.94p, 480/59.94i, 480/29.97p, 1080/50p, 1080/50i, 1080/25pN, 720/50p, 576/50i, 576/25p.
При этом наивысшее качество для 50 кадров в секунду обеспечивает формат записи AVC-Intra 100 (1080/50p- 10 бит, 4:2:2), при этом поток записи на карту памяти - 100 Мб/сек. Эти файлы можно посмотреть на камере или с помощью профессиональных видеомонтажных программ.
Если кто желает более подробно познакомиться с форматами видеозаписи на P2 картах, пройдите по ссылке:
https://www.smpte.org/sites/default/files/u250/Panasonic-AVC-Ultra.pdf
Приведенная выше информация интересовала инженеров.
А вот ниже будет сказано то, что заинтересовало творческих специалистов.
Что это за камера?
Это три сенсора MOS Full HD (1920х1080) размером 1/3" (диагональ кадра 8,4 мм). Это типичный размер сенсора для большинства журналистских камер. Приятно удивил объектив. Это 22-кратный объектив с переменным фокусным расстоянием f=3.9 мм - 86 мм (изменение светосилы в пределах F1.6 - F3.2), что соответствует изменению фокуса от 28 до 616 мм в 35-мм эквиваленте. Это позволяет снимать в очень замкнутых пространствах, но в то же время и весьма удаленные объекты, не прибегая к дополнительным оптическим насадкам, которые уменьшают светосилу и резкость картинки. Но если вдруг будет необходимо что-нибудь прикрепить к объективу, то резьба на нем 72 мм.
Камера продолжает идеологию компании Panasonic о наличии на камере трех колец- для фокуса, зуммирования и диафрагмирования. Но только кольцо зума имеет шкалу. Индикация о наводке на резкость и значение диафрагмы отображаются в видоискателе камеры. Для точной наводки на резкость есть помощь. Можно увеличить изображение до размера «пиксел в пиксел» или окрасить в красный цвет зону резкости, это на выбор оператора. Но что приятно удивило, так это качество глазного видоискателя. Его разрешение 2,3 Мп, причем контролируемое изображение имеет разрешение около 1,8 Мп (при сенсоре 2,2 Мп)! В видоискателе присутствует диоптрийная коррекция. Все, кто брал камеру в руки, отметили качество видоискателя. Пожалуй, для операторов, которым приходится снимать в очках, контролировать кадр в глазной видоискатель намного комфортней, чем в откидной. Разрешение откидного LCD монитора- 1,5 Мп.
Камера сбалансирована и хорошо лежит в руке. Для съемки с рук помогает оптический стабилизатор изображения.
Несколько слов о чувствительности камеры. При лампах накала (3200 К), дающих 2000 Люкс необходима диафрагма 11, если снимать в режиме 1080/50i. Камера дает хороший черный цвет при невключенном усилении. Мы снимали в полной темноте при подсветке лица мобильным телефоном, усиление 0 дБ - картинка была очень реалистична. При этом фокусное расстояние на объективе было минимально, что дало светосилу 1.6. Но если есть необходимость снимать в кромешной темноте и требуется включить усиление (до +30 дБ), то изображение зашумело.
При высокой освещенности, наличие ND фильтров позволяет ослабить световой поток и снимать с более открытой диафрагмой.
Наличие в камере измерительных приборов осциллографа и вектороскопа позволяет контролировать неравномерность освещения снимаемой сцены и цветовой баланс. Это очень важно при съемке, особенно комбинированного видео на зеленом фоне.
Такие режимы камкордера, как запись по кольцу, предварительная запись и функция расширения динамического диапазона (DRS), мы проверить не успели. Не успели проверить возможность переноса файлов на внешний носитель через интерфейс USB 3.0 Host. Не подключали камеру к сети через разъем LAN.
Зато проверили энергопотребление. Со стандартным аккумулятором камера работает около 2 часов. К ней подходят аккумуляторы от камер типа AG-HVX100.
Студенты-операторы заинтересовались интервальной съемкой. Для этого был снят закат солнца над Санкт-Петербургом.
Закат над городом. Цветовой профиль 4:2:2
Меня интересовала работа с файлами. Был рассмотрен контейнер, который создает камера, типы и размеры файлов, снятых с разными настройками и возможность отсмотра файлов и монтажа. Для отсмотра я использовал программу VLC. Но файлы с большим потоком она не открывает.
Структура контейнера карты P2
Программа iMovie на MAC компьютерах контейнер с файлами не открывает. А вот программа Final Cut Pro 7 и Final Cut Pro Х их показывает и конвертирует.
Окно импорта программы Final Cut Pro Х
Окно настроек импорта программы Final Cut Pro 7
Программа Adobe Premiere Pro CS6 открывает и производит монтаж без конвертации, при условии, если она у вас полная.
Окно настройки импорта программы Adobe Premiere Pro CS6
Рабочий вид программы Adobe Premiere Pro CS6
В итоге камкордер Panasonic AJ-PX270EN - это дальнейшая эволюция камер для профессиональной журналистики, которая впитала в себя последние достижения видеотехники, для полного использования которых помимо камеры требуется еще и дополнительное оборудование, программное обеспечение и знания, как и что с этим делать. Но если собрать полный съёмочно-монтажный комплекс на носителе P2, то техническое качество выпускаемого продукта будет на высоком профессиональном уровне.
Хочется сказать спасибо региональному представителю ООО Панасоник РУС в Северо-Запалном регионе Станиславу Ермолинскому за возможность напрямую познакомиться с продукцией компании Panasonic.
Доцент кафедры телевидения В.А. Павлов