Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

19.11.2013

МАРИАННА КААТ: «Человек, который согласился сниматься, готов раскрыть тебе душу!»

Эстонский режиссер и продюсер МАРИАННА КААТ представила в Университете кино и телевидения фильм «ШАХТА №8» и провела мастер-класс.

«Я живу и держу глаза и уши открытыми. Все время вижу, что вот из этого можно было бы сделать кино и из этого. Читаю, смотрю телевизор, встречаюсь с людьми и всегда на все это со стороны немного смотрю. Считаю себя – документалистом! Не большой любитель игрового кино, хотя продюсировала пару игровых фильмов. В игровом фильме вся энергия уходит на подготовку: нужно найти идею, написать сценарий, все очень отработать, и на это уходит много времени, потом ты собираешь группу. Дальше вступаешь в производственный период и молишься: «Лишь бы ничего не случилось. Все чтобы шло по плану!» – это я с точки зрения продюсера говорю. Любая экстренная ситуация – лишние траты, которые у тебя не были запланированы. В документальном кино совершенно противоположная ситуация. Безусловно, тебе нужна какая-то идея, за что-то ухватиться. Чувствовать, что там что-то может начать происходить интересное для тебя как для режиссера, так и для истории самой, которую ты собираешься снимать, а дальше начинаются приключения. И здесь ты молишься, чтобы что-то случилось, только так ты можешь получить какую-то историю. Монтажный период в игровом кино, безусловно, творческий, но история заложена уже заранее в сценарии, а в документальном кино сам сценарий «пишется» за монтажным столом, то есть ты создаешь свою историю в монтаже. И здесь ты не знаешь, куда ты придешь. Понятно, что в голове у тебя уже что-то сложилось, но в монтаже у тебя складываются неожиданные переходы». 

«Человек, который согласился сниматься в документальном кино, готов раскрыть тебе душу. Но дашь ли ты ему, как режиссер, эту возможность? Есть люди – «нет, и все!», и тогда ты не сможешь этого сделать. Но если человек дал согласие на съемку, то он готов раскрываться. Режиссер должен быть очень заинтересован в своем герое, степень интереса должна быть очень высокой. Надо смотреть на героя такими глазами, чтобы ему хотелось еще больше рассказать о себе. У нас на площадке фильма «Шахта №8» было 4 человека: я - режиссер, оператор, звукооператор, продюсер. Герой даже не замечал нас и камеры, хотя мы могли быть часто все вместе в маленьком пространстве. И человек начинает себя естественно вести. Ему нельзя ни в коем случае говорить: «Покажи мне это», «Сыграй мне это». Никто не должен вмешиваться в естественную жизнь героя – ни оператор, ни режиссер. Оператор снимает свое, и не может задавать никаких вопросов на площадке. Конечно, у него что-то технически, может, не получилось, и задача режиссера – как-то создать эту ситуацию, чтобы только это не было сыграно. Своим студентам (я еще преподаю в киношколе Таллина) говорю: "Если вы сопереживаете, находитесь на волне героя, то он вам расскажет все и сделает все, что вам нужно"». 

«Оператору всегда ставлю задачу, и он ее понимает. Объясняю, что мы идем сейчас туда-то и то, то, то снимать. Мне важно, например, план какой-нибудь крупный или средний – все это обсуждаем заранее. А там смотрим и действуем по ходу. Оператор всегда видит только одно направление, как правило, вторым глазом ему сложно работать. И если там что-то начинает происходить, а оператор в другой стороне, то я просто разворачиваю и показываю, шепчу на ухо, если что-то действительно кардинально поменялось. Все это держится только на взаимопонимании, на ощущение понимания – что один хочет, что другой». 

«Документальный фильм может конкурировать с игровым. Благодаря развитию техники камеры стали легче, звук стало проще писать, и появилась возможность проникать в любые места мира, можно поехать и что-нибудь такое снять. Понятно, что бюджет документального фильма, какой бы он ни был, в любом случае намного меньше, чем у игрового фильма. В фестивалях категории «А», в Венеции, в Берлине, уже не один раз какой-то полнометражный документальный фильм был в конкурсе вместе с игровым фильмом и получал главный приз. Для киноиндустрии это очень привлекательный момент – стоимость меньше, а результат можно тот же получить. Поэтому сейчас есть такая тенденция: полнометражные документальные фильмы снимают все. Другой вопрос, что потом с полнометражным фильмом очень тяжело попасть на телевидение, потому что нет такой сетки, куда можно было вместить этот фильм. Но для этого тоже уже все продумано: делается несколько версий фильма. Я тоже «Шахту №8» резала до 57 минут специально для ТВ, потому что очень мало каналов показывают длинные документальные фильмы, кроме специализированных телекомпаний в Израиле, Финляндии и др. Продюсеры понимают, что если ты хочешь продавать фильм, то из него придется делать часовую версию, а может и 43 минуты. Поэтому существуют разные системы финансирования кино в каждой стране. Для таких развитых стран существуют свои бюджеты для документальных фильмов. Знаю российскую систему финансирования кино, у вас в основном денежную поддержку получают больше такие получасовые фильмы».

«В Европе, да и в Америке, телевидение является таким основным источником, где показывают документальные фильмы, но они не показывают получасовые фильмы. Обычно формат – это один телевизионный час. Он может варьироваться: например, у немцев это может быть 48 минут, потом 52, 56 – все, что выше этого, считается не телевизионным форматом. 30 минут – это очень маленький формат. Сложность в планировании сетки, полчаса каждый день надо чем-то забивать, возникает сумятица. Поэтому сложилось так, что телевизионный час – тот формат, который удобно планировать. И для телевидения стали делать фильмы часового формата». 

«Ваш фестиваль «Питеркит» – это такой смотр возможностей будущих режиссеров, и я призываю вас всех серьезно относиться к этому. Коротким метром вы заявляете о себе. Пробуйте, что вы можете. Это и дает возможность стремиться к длинному метру. Лучшие могут дальше продвигаться, представлять работы на больших фестивалях. Ваша учебная работа – это оттачивание мастерства, это ответ на вопрос, что вы хотите и можете сказать. Фильмы формата получаса обычно идут из киношкол. Фестивали международные, у которых раньше была отдельная программа короткого метра, сейчас в замешательстве, они закрывают блок короткометражных фильмов, потому что качественных фильмов просто не набирается. Профессиональные фестивали организуют специальный конкурс для этого, где и представляют студенческие работы». 


Стенограмму подготовил Максим Мирошниченко 
Фото: Служба информации и общественных связей СПбГУКиТ 

Новости

24.04.2025

К Юбилею мастера. "Сад" Сергея Овчарова: комедия сквозь слезы или трагедия в маске?

В преддверии юбилея режиссёра Сергея Овчарова невозможно обойти вниманием его творчество, пронизанное духом русской идентичности и фольклорной традиции.

23.04.2025

Герою нашего института: с Днем Рождения, Сергей Самков!

Поздравляем.

22.04.2025

В ГИКИТ подвели итоги «Недели науки и творчества – 2025»

В этом году в Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых участие приняли более 300 молодых исследователей со всего мира.

22.04.2025

VI Международный форум-фестиваль "Интеллектуальная собственность для будущего"

Наш институт готовится стать центром притяжения для специалистов в области интеллектуальной собственности (ИС) и молодых ученых.

22.04.2025

Масштабный телепроект объединил студентов и кафедры института: от спектакля до экрана

В институте успешно завершился масштабный проект, объединивший усилия нескольких кафедр и студентов разных направлений для создания двух уникальных телеверсий спектаклей. Проект стал ценным опытом творческого взаимодействия, продемонстрировав потенциал института в создании качественного телевизионного контента.

21.04.2025

Балтийский культурный форум 2025: сохраняя память о Победе

Ректор ГИКИТ Екатерина Сазонова рассказала о вкладе вуза в годы Великой Отечественной войны.

21.04.2025

80-летие Великой Победы – главная тема Международной конференции  кафедры драматургии и киноведения

     В рамках Недели науки-2025 кафедра драматургии и киноведения организовала и провела две международных научно-практических конференции. Одна из них была посвящена великой дате – 80-ти-летию Победы в Великой Отечественной войне

21.04.2025

В ГИКИТ прошла игра «Что? Где? Когда?», посвященная 80-летию Великой Победы

 

В интеллектуальной битве сошлись девять команд студентов и преподавателей

18.04.2025

Неделя Якусткого кино на «Ленфильме»

С 22 по 26 апреля на «Ленфильме» пройдет неделя Якутского кино, организованная при поддержке Постпредства Якутии при Президенте России и кинокомпании «Сахафильм» ко Дню Республики Саха (Якутия).

17.04.2025

«Тихие шедевры» заговорят в РОСФОТО: Институт кино и телевидения представляет программу немого кино

Погрузитесь в чарующий мир немого кино! РОСФОТО и ГИКИТ представляют программу «Тихие шедевры немого кино». Редкие и значимые картины 1910–1920-х годов откроют вам истоки кинематографического языка и революционные приемы, актуальные и сегодня. Не пропустите путешествие во времени!

16.04.2025

Лучшие короткометражки Института кино и ТВ (ГИКИТ) покажут в «Большом эфире»

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (ГИКИТ) и крупнейший в России оператор спутникового телевидения «Триколор» стали партнерами.

16.04.2025

Второй день "Недели науки и творчества - 2025" в ГИКИТ: тренды, навыки и креатив!

Насыщенная программа, интересные доклады и инновационные проекты!

15.04.2025

ГИКИТ на Российском венчурном форуме: инновации и молодежное предпринимательство в креативных индустриях

Преподаватели и студенты института приняли активное участие в XIX Российском венчурном форуме в Казани, представив свои разработки и поделившись опытом в сфере инноваций и молодежного предпринимательства.

15.04.2025

В ГИКИТ стартовал форум «Неделя науки и творчества - 2025», объединившая экспертов из разных стран

Открытие форума.

14.04.2025

«СЛЕДУЮЩИЙ!»: Молодое кино на престижном фестивале

В этом году, в рамках программы "New Russians", зрителям будет представлена картина "СЛЕДУЮЩИЙ!" – результат кропотливой работы талантливой команды выпускников Высших режиссёрских курсов.

11.04.2025

Ежегодный вечер встречи выпускников факультета медиатехнологий

5 апреля 2025 года прошла традиционная встреча выпускников прошлых лет факультета медиатехнологий.

11.04.2025

"Планета" фильм о переосмыслении на ММКФ

Вдохновленный советским новатором Павлом Клушанцевым, главный герой в исполнении Сергея Гилева пытается воссоздать его уникальные кинематографические технологии. Это не только художественное высказывание, но и оммаж пионеру кинонауки от талантливых выпускников, уже заявивших о себе на "Кинотавре".

11.04.2025

Мастер-класс от генерального директора ООО "Кинокофорт": Кинотеатры нового поколения

Мастер-класс "Кинотеатры нового поколения" от генерального директора ООО "Кинокофорт" Сергея Пуськова!

10.04.2025

Главное – сохранить своё ощущение: Интервью с Владимиром Бортко

Накануне старта режиссерской мастерской в ГИКИТ мы поговорили с мэтром о том, как сохранить индивидуальность в творчестве, зачем нужно режиссеру собственное мнение и чему он собирается научить новое поколение кинематографистов. Откровенный разговор с человеком, чьи работы стали частью нашей культуры.

08.04.2025

Представители ГИКИТ приняли участие в пресс-конференции в ТАСС ко Дню Российской анимации

Заведующая кафедрой режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма ГИКИТ Ольга Ефимова, заместитель заведующего Антон Кальченко, доценты кафедры Ольга Рыбалко, Станислав Гайлюнас и Ирина Литовская ответили на вопросы журналистов о тенденциях в отечественной анимации.

08.04.2025

Студенты института развивают инновационные проекты при поддержке индустриального партнера

В Студенческом конструкторском бюро (СКБ) кипит работа над инновационными проектами.

08.04.2025

Госфильмофонд России: сотрудничество и взаимодействие с Институтом кино и телевидения. Уникальная практика студентов.

Студенты-киноведы прошли практику в главном фильмохранилище России, получив уникальные навыки и опыт работы с редкими фильмами и киноматериалами. Госфильмофонд проявил максимальное внимание к практикантам, а сотрудники научного отдела делились знаниями и опытом.

07.04.2025

Победа доцента ГИКИТ на юбилейном кинофестивале "Мир знаний"

Доцент Санкт-Петербургского ГИКИТ, кинорежиссёр Николай Макаров получил диплом Международного кинофестиваля "Мир знаний" за фильм "Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии".

07.04.2025

ГИКИТ и Институт бизнеса БГУ подписали Меморандум о взаимоподдержке

ГИКИТ и Институт бизнеса БГУ объединяют усилия в сфере медиакоммуникаций и бизнеса! Подписанный меморандум открывает новые горизонты для обмена знаниями, совместных исследований и развития образования в России и Беларуси. Узнайте, какие возможности ждут преподавателей и студентов двух ведущих вузов!

04.04.2025

Студенты и преподаватели ГИКИТ приняли участие в Балтийском просветительском марафоне

Наряду с представителями других вузов они обсудили значимость наставничества, искусства и волонтерства, а также узнали о социальных проектах компании LG.

03.04.2025

ГИКИТ начал сотрудничество с Международным фестивалем «Герой»: Киношкола» в Красноярске

Преподаватель ГИКИТ Катарина Иванович впервые стала спикером Международного фестиваля «Герой»: Киношкола» в Красноярске и вручила самым активным подросткам бесплатные сертификаты на обучение.

02.04.2025

Студентки ГИКИТ – финалисты Всероссийского конкурса «Лучник Future»

1 апреля две команды второкурсниц направления «Реклама и связи с общественностью» представили наш вуз на публичных защитах решений кейсов Всероссийского конкурса студенческих команд «Лучник Future» в Общественной палате РФ в Москве

01.04.2025

В ГИКИТ выбрали «Мистера и Мисс Студенчество 2025»

Звание «Мистера Студенчество - 2025» получил Артур Авару, (КВТК, 2 курс, Театральная и аудиовизуальная техника), «Мисс Студенчество - 2025» стала Владислава Кабыш, (ФМТ, 2 курс, Телевидение)

01.04.2025

MEDIAКИТ 2025: Петербург готовится встретить таланты медиаиндустрии

Открой двери в мир медиа! Участвуй во Всероссийском конкурсе «MEDIAКИТ 2025» в Санкт-Петербурге!

31.03.2025

В ГИКИТ прошла творческая встреча с руководителями будущей актерской мастерской Евгением Александровым и Даниилом Эстриным

Потенциальные абитуриенты актерского курса ГИКИТ и их родители смогли познакомиться с будущими наставниками и задать им все актуальные вопросы о поступлении и обучении актерскому мастерству.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен