26.09.2013
«Ma Na Sapna - Мечта матери» - о своем фильме рассказала режиссер Валери Гуденус.
24 сентября в киноконцертном зале Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения прошла презентация швейцарского документального фильма «Ma Na Sapna - Мечта матери», после просмотра которого состоялась творческая встреча с автором картины - режиссером Валери Гуденус.
Валери Гуденус, молодая девушка-режиссер из Австрии, которая сама недавно была студенткой Университета искусств в Цюрихе (Zurich University of the Arts), отвечала на вопросы студентов СПбГУКиТ о том, как возникла идея снять фильм на такую деликатную тему, и каким образом ее удалось реализовать настолько правдиво.
- Валери, почему вы решили снять фильм по такой сложной и неоднозначной теме как суррогатное материнство?
- Моя мама впервые рассказала мне об этой проблеме и вдохновила меня на создание фильма, за что ей большое спасибо. Я несколько лет посвятила изучению этого феномена, потому что мне не хотелось подходить к столь сложному вопросу поверхностно. Я много разговаривала с разными людьми, которые непосредственно участвуют в процессе, и пыталась выявить вопросы, которые больше всего их волнуют, чего они боятся, насколько неоднозначно мнение общества о суррогатном материнстве. Тема оказалась настолько глубокой, тонкой и не такой, как кажется на первый взгляд, что впоследствии я уже не смогла не рассказать эту историю зрителю.
- Каков был бюджет фильма, кто его финансировал?
- Этот фильм – моя дипломная работа в Университете искусств Цюриха. На производство дипломной работы университетом выделяется определенное количество денег, но я понимала, что на тот объем и то качество, которые мне необходимы, мне их не хватит. Поэтому я пошла другим путем. На эти деньги я поехала в Индию – в город, в котором находится клиника, специализирующаяся на проблемах бесплодия. Познакомилась с докторами, клиентами клиники, суррогатными матерями. Я знала, что таким образом зарабатывают деньги не самые состоятельные женщины, но я и представить себе не могла, насколько их уровень жизни близок к нищете в Индии. Я много общалась, фотографировала и по возвращению в Швейцарию сделала презентационный буклет, в котором постаралась рассказать об этой теме с целью заинтересовать людей профинансировать съемки моего фильма, в котором я хочу честно и максимально понятно рассказать, с какими проблемами связано суррогатное материнство.
Мне сразу сказали, что вряд ли я получу какой-то бюджет от государства или от телевидения, так как фильм вообще не о Швейцарии. Так и вышло. Но те организации, на которые я делала ставку, в итоге заинтересовались темой и профинансировали. Бюджет фильма в целом составил 80 тысяч евро.
- Сколько человек входило в съемочную группу?
- Нас было четверо. Я - режиссер, оператор, звуковик и переводчик. Все женщины. Для документального кино это достаточно. В этом составе мы приехали в Индию, жили и работали там в течение двух месяцев. Потом, когда мы вернулись с отснятым материалом в Швейцарию, еще очень много профессионалов приложило свой талант к производству ленты. Музыкальный редактор, переводчики, техники, графический дизайнер, ассистенты и многие другие работали над тем, чтобы фильм получился таким, каким вы его увидели сегодня.
- Сложно ли было договориться с женщинами, суррогатными матерями – главными героинями фильма о том, что их будут снимать, и как они к этому отнеслись?
- Конечно, мы были готовы к тому, что не все женщины захотят сниматься в фильме. Тема очень деликатная, и мы постарались подойти к этому вопросу максимально корректно. Заранее было договорено с участницами, что именно мы будем снимать, какие моменты, что будет попадать в кадр. Многие отказывались, а многие, в том числе те, кто знал меня по первому приезду, соглашались. И каждый раз, когда в кадр попадал какой-нибудь незнакомый нам человек, наша переводчица подходила к нему, объясняла, что и для чего мы снимаем, спрашивала разрешение на съемку. Но через какое-то время женщины и сотрудники клиники настолько привыкли к нашему постоянному нахождению среди них, что, похоже, стали воспринимать нашу съемочную группу просто как часть мебели, и вели себя уже совсем расслаблено и естественно. Мы со всеми подружились, и в итоге женщины отвечали на наши вопросы абсолютно честно, без игры на камеру. Когда ты снимаешь не ради личной выгоды, а ради самой истории, и веришь, что фильм принесет пользу, окружающие это чувствуют.
- Кто и каким образом продюсирует фильм «Мечта матери»?
- У фильма есть исполнительный продюсер – Дарио Шох, он работает с документальными фильмами и театральными постановками. Есть линейный продюсер, а также специалист, который занимается постпродакшн. Основной путь продвижения фильма, который мы выбрали, – это участие в фестивалях. Участвуешь в крупном кинофестивале (для нас им стал международный фестиваль документального кино Vision du Reel в г. Ньон, Швейцария), а дальше идет цепная реакция. В профессиональной среде Vision du Reel считается площадкой, где показывают авторское неигровое кино, так называемую «креативную документалистику». Поэтому для большинства режиссеров быть отобранным в конкурс фестиваля очень почетно. Кроме того, если фильм достойный, тебя приглашают на другие фестивали, ты ездишь в разные страны (и я очень рада, что фильм был показан в Санкт-Петербурге), а также поступают предложения по дистрибуции.
Более подробную информацию о создателях и о фестивальной жизни фильма можно узнать на официальном сайте картины: www.manasapna.com
Справка:
Валери Гуденус родилась в 1984 году в Вене. В 2008 получила диплом по специальности «Графический дизайн и реклама» в Университете прикладных искусств Вены. В 2008-10 являлась научным сотрудником коммуникационного центра «Фабрика» в Тревизо (Италия). С 2010 года обучалась в Цюрихском университете искусств. Ее дипломная работа - фильм "Мечта матери" о жизни суррогатных матерей в Индии номинирован на премию «Первые шаги» в Берлине (First Steps Awards) как один из лучших документальных фильмов 2013 года.
«Мечта матери» Швейцария, 2013, 86 мин.
История о шести суррогатных матерях, находящихся на разных сроках беременности в клинике на северо-западе Индии, и их своднице с богатыми заказчиками из разных стран, от Японии до Канады. Надежды, радости, конфликты, которые женщины переживают вместе, — и момент неизбежной разлуки с новорожденным. «Мечта матери» — проницательная картина о путешествии в суррогатное материнство, о котором мы очень мало что знаем.
Текст и фото: Юлия Разуминина