Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

25.10.2012

"Фонтанка.ру": Медиасреде нужна не цензура, а культура и образование

Медиасреде нужна не цензура, а культура и образование

С инициативой по нынешним временам на редкость грамотной, подготовленной и своевременной выступил Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПбГУКиТ), предложивший на собственной базе создать городской Координационный центр по медиаобразованию. На днях крупнейший культурный вуз города ознакомил со своими планами представителей ЗАКСа, коллег и журналистов.

Вообще довольно странно, что столь очевидная идея как объединение и, «окультуривание» медиасреды не была сформулирована и озвучена на муниципальном уровне раньше. Притом, что всякий хоть сколько-нибудь разумный человек сознает, что живем мы в эпоху медиавойн, и неучастие в этих войнах заведомо означает проигрыш, слишком дорогостоящий, чтобы им пренебречь. Между тем, разговоры о медиа продолжают вестись в рамках дискуссий исключительно о прессе, о цензуре (не только в прессе, но и в интернет-пространстве) и установкой значков «+возраст», имеющих стопроцентно обратное воздействие.

Официально собрание СПбГУКиТ было обозначено как выездное заседании комиссии по культуре, науке и образованию ЗАКСа, но по сути представляло собой блиц-конференцию, объединившую видных представителей медиасферы Петербурга – от представителей профильных вузов до руководителей структур, связанных со школьным медиаобразованием. Их выступления по сути определили и программу деятельности будущего Координационного центра (совета) по медиаобразованию в Санкт-Петербурге, о котором рассказал первый из выступавших, ректор СПбГУКиТ Александр Евменов.

Ораторы говорили по нескольку минут, без демагогии – видно было, что идеи выношены и осмыслены давно, - приводили красноречивые цифры. Самая примечательная из них – 15 процентов активных пользователей Интернета по Российской Федерации, в Петербурге – 8 процентов. Вряд ли при таком раскладе можно признать защиту от Интернета основной задачей в сфере информационной экологии, очевидно, что просветительская функция в данном случае несоизмеримо важнее. А между тем, на данный момент не существует ни одного документа по медиаобразованию, одобренному Министерством образования РФ, в каждом учебном заведении педагоги действуют по собственному усмотрению – то есть, в меру наличия (или отсутствия) мелиаобразования. Хотя, вектор движения опять-таки достаточно очевиден: от школы и библиотек – к медиатекам и медиацентрам, причем, начиная, разумеется, с педагогов, а не с учеников.

Собрание предъявило законодателям и остальным присутствовавшим две главных и необходимых для создания развитой медиасреды в Петербурге составляющих. Первая - наличие обширного медиасообщества – целой серии организаций, обремененных солидным опытом работы с данной сфере и готовых к активному сотрудничеству, таких как Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, Альянс социальных технологий, Национальная ассоциация телевещателей, Международный конгресс инновационного образования, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, не говоря уже о «Ленфильме», который в лице его нового директора Эдуарда Пичугина выразил совершенную готовность поддержать инициативу СПбГУКиТ и именно в контексте общей в ним работы развивать на одной из главных киностудий страны проект «Киносити», связанный с появлением и активной работой на «Ленфильме» мультимедийного образовательного комплекса. Вторая составляющая – наличие интеллектуально-технической базы непосредственно в СПбГУКиТ, которую представил директор института медиатехнологий (одного из четырех вузов под крышей Университета) Александр Перегудов. И дело не в том, что собравшихся впечатлило изящество и легкость, с какими при нынешних технических возможностях  создается анимация, и то, как запросто координируются нынче звук и изображение. И, разумеется, тот потрясающий по своим возможностям кинозал со множеством функций, какой строится в новом корпусе СПбГУКиТ на Бухарестской улице. Дело в том, что стало понятно, что именно в этом учебном заведении, где на данный момент обучается более 6000 молодых людей со всей России, уже реализуется программа по воспитанию медиаответственных и медиаграмотных (простите за неуклюжие термины) профессионалов. 

Техническое оснащение СПбГУКиТ вопросов не вызывает. Но гораздо более важно, что не вызывает вопросов процесс освоения этой техники XXI века. Как рассказал корреспонденту «Фонтанки» ректор СПбГУКиТ Александр Евменов, в вузе действует программа социальной адаптации студентов, которая, как выяснилось, совершенно необходима представителям нынешнего юного поколения, особенно иногородних. Преодолевать кнопочное, клиповое сознание, не говорят уже о многочисленных социальных комплексах различного происхождения (прежде всего, как водится, семейного) молодые люди отправляются в те социально-ответственные точки, которые требуют непременно личностного участия студента в процессе, где формальный подход (нажал на кнопку, снял, смонтировал) исключается по определению. Так, у университета существует совместные программы с различными реабилитационными центрами. А кроме того, со студентами работает целый штат психологов. Впрочем, это тема для отдельного материала.

Здесь же стоит еще раз подчеркнуть, что команда СПбГУКиТ предложила довольно серьезный, «взрослый» подход к проблеме медиаобразования, которая во всем цивилизованном мире обсуждается именно на этом, глобальном уровне. В речи ректора СПбГУКиТ Александра Евменов, его коллег и сподвижников понятия «медиаобразование», «медиакультура», «медиаобщество» звучали именно в том смысле, в каком их некоторое время назад преподнес миру философ, социолог, один из крупнейших исследователей воздействия электронных и электрических средств коммуникации на человека Маршалл Маклюэн. Именно он предложил включить в понятие «медиа» любые искусственно созданные предметы и явления, посредством которых осуществляются «внешние расширения человека» - его коммуникации, сообщения с внешней средой, а вовсе не только кино, телевидение и интернет. При таком раскладе необходимость формирования медиаграмотности, создания современного культурного медиасообщества и появления структуры, координирующей эти ключевые для современного сознания процессы, предстала не менее значимой для будущего города и страны в целом проблемой, чем создание общества правового, и не менее острой социальной проблемой, чем проблема, скажем, толерантности и наркозависимости в молодежной среде. Представители комиссии по культуре, науке и образованию ЗАКСа поддержали инициативу единогласно. Дело за городом и федеральными структурами.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

http://www.fontanka.ru/

Новости

30.01.2025

Форум «Красуйся, град Петров!» стартовал в Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге, в стенах киноконцертного зала ГИКИТ, взошла звезда 45-го Международного Анимационного Форума «Красуйся, град Петров!».

30.01.2025

ГИКИТ приобрел систему АНТИДРОН для бойцов СВО

На собранные студентами и сотрудниками ГИКИТ средства для бойцов СВО купили ценное оборудование

29.01.2025

В ГИКИТ прошли открытые мастер-классы для школьников

На факультете дополнительного образования ГИКИТ прошла серия профориентационных мастер-классов для детей и подростков. Гостями вуза стали ребята из школ Санкт-Петербурга.

28.01.2025

Разработка студента ГИКИТ – в полуфинале Всероссийского инженерного конкурса

Дипломный проект студента выпускного курса профиля «Аудиовизуальная техника» Тимофея Иванова вышел в полуфинал Всероссийского инженерного конкурса Минобрнауки РФ.

28.01.2025

Фильм выпускницы ГИКИТ «Вселение» отмечен на кинофестивале в Сербии

Режиссер Софья Чигирова получила специальное упоминание жюри, а оператор фильма Владислав Бурлака – награду за лучшую операторскую работу

27.01.2025

81 год со дня полного снятия блокады Ленинграда: память о подвиге, который нельзя забыть

23.01.2025

В ГИКИТ наградили психологов-практикантов из вузов России

В ГИКИТ наградили лучших студентов-психологов из вузов России, проходивших практику на базе нашего института.

22.01.2025

2025: Год защитника Отечества - память, патриотизм и единство поколений

Министерство культуры России поддержало инициативу президента, объявив тему «Герои» для акции «Ночь музеев». Наш вуз активно будет реализовывать патриотические проекты, выставки, мероприятия, включая проект «Лики Победы», и проект «Молодежный музейный центр «Ленинград»».

22.01.2025

Студенты мастерской Антона Сиверса и Татьяны Мельниковой защитили первые курсовые

12 первых курсовых проектов второкурсников мастерской режиссуры игрового кино Татьяны Мельниковой и Антона Сиверса успешно прошли защиту.

21.01.2025

Девять курсовых фильмов мастерской Дмитрия Месхиева и Алексея Злобина успешно прошли защиту

У третьекурсников кафедры режиссуры игрового кино прошла защита первых курсовых фильмов. Один из десяти проектов отправлен на доработку.

20.01.2025

Актеры первого курса показали творческий «Процесс»

Студенты ГИКИТ мастерской народной артистки РФ Анны Алексахиной сдали зачет по актерскому мастерству.

20.01.2025

АНО "АВТОР" объявляет об изменениях в социальных программах "+1" и "Путь в кино"

17.01.2025

Студент ГИКИТ – в финале «Art masters»

Студент кафедры продюсирования кино и телевидения мастерской Надежды Сабельниковой Кирилл Копырин прошел в финал всероссийского чемпионата творческих компетенций.

16.01.2025

Фильм «52 герца» получил главный приз премии «Мурманская волна»

Премия «Мурманская волна» вручена фильму «52 герца» на кинофестивале «Северный Характер». Ректор ГИКИТ Екатерина Сазонова приветствовала гостей и участников.

16.01.2025

Медийщики из Якутии проходят обучение в ГИКИТ

Сотрудники якутской телерадиокомпании  «Саха» проходят обучение на факультете дополнительного образования Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

15.01.2025

В ГИКИТ обучают ораторскому искусству работников прокуратуры

Доцент кафедры медиакоммуникационых технологий ГИКИТ Арина Маркова провела мастер-класс по основам публичных выступлений для сотрудников прокуратуры со всей России.

14.01.2025

Студент ГИКИТ снял фильм о крупнейшей лавандовой плантации в Китае

Студент кафедры кинооператорского искусства, мастерской Николая Волкова и Сергея Ландо, Олег Фрига  принял участие в международной кинолаборатории «Looking China», в рамках которой снял документальный фильм о самой большой плантацией лаванды в Китае.

14.01.2025

Фильм ГИКИТ «Соколики» – победитель номинаций фестиваля «КиноКот»

Документальная картина преподавателя и выпускницы ГИКИТ Юлии Макаровой победила в двух номинациях международного фестиваля «КиноКот».

13.01.2025

С начала года на киностудии «Ленфильм» сняли четыре проекта студентов ГИКИТ

Учебная киностудия ГИКИТ продолжает работу на «Ленфильме». Съемки в павильонах известной киностудии стартовали с начала учебного года

13.01.2025

Более сотни жителей Ульяновской области увидели лучшие фильмы фестиваля «ПитерКИТ» 2024

В преддверии Международного дня кино Ульяновская область стала площадкой для демонстрации лучших работ первого этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ».

10.01.2025

Преподаватель ГИКИТ Наум Аврунин получил премию имени Дзиги Вертова

Преподаватель кафедры операторского мастерства ГИКИТ, режиссёр документального кино Наум Аврунин был удостоен почетной премии имени Дзиги Вертова за книгу «Великолепная семерка. Кинооператоры Ленинграда».

09.01.2025

Студенты ГИКИТ – призеры регионального видеоконкурса «Наука: прошлое, настоящее, будущее»

Диплом III степени получили студенты группы 1334 направления «Радиотехника» Давид Султаниязов и Тимофей Павлов за ролик об отечественном языке программирования «Корсаков»  

28.12.2024

Проект «Молодежный музейный медиацентр «Ленинград» — победитель Всероссийского конкурса

Проект признан лучшим на Всероссийском конкурсе лучших практик реализации молодежной политики среди вузов России.

28.12.2024

Виктор Пестриков пополнил фонды Центрального музея связи

Доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения передал из личной коллекции в дар аппаратурным фондам Центрального музея связи имени А.С. Попова радиоприемник "Ленинград"

28.12.2024

Состоялась церемония награждения сотрудников по итогам уходящего года

В преддверии 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения чествовали представителей коллектива за успехи в уходящем году

27.12.2024

Рекомендации в преддверии праздников

С приближением Нового года увеличивается риск возникновения пожаров из-за использования различных новогодних атрибутов: гирлянд, свечей, елок и фейерверков. Чтобы избежать неприятностей и обеспечить безопасность, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района советует следовать следующим рекомендациям:

27.12.2024

Состоялся предновогодний показ анимационных фильмов

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения провел праздничный показ мультфильмов своих студентов и выпускников. Организатором выступила кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма

26.12.2024

Состоялась творческая встреча для лиц с ограниченными возможностями

Участие в общественно-полезной деятельности – неотъемлемая часть жизни Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Отдельное внимание уделяется сотрудничеству с Всероссийским обществом инвалидов. В рамках этого взаимодействия состоялась творческая встреча преподавателей с членами организации на тему «Коммуникации вокруг нас»

26.12.2024

Фотографии Аллы Никитенко представили на крупных выставках

Снимки преподавателя кафедры фотографии и народной художественной культуры увидели в галереях Санкт-Петербурга и Ставрополя

26.12.2024

Выпускники ГИКИТ награждены престижными призами

Киноработы выпускников Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения - в числе лауреатов Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания»

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера
Согласен