07.06.2011
Захватить движение
25 мая в СПбГУКиТ состоялась презентация приобретенного Университетом аппаратно-программного комплекса захвата движений актеров по технологии Motion Capture.
О значении этого события рассказал директор научно-исследовательского института цифрового кинематографа СПбГУКиТ, кандидат технических наук, доцент Александр Перегудов.
Презентация была посвящена вводу приобретенного комплекса в опытную эксплуатацию в соответствии с государственным контрактом, который Университет заключил несколько месяцев назад с известной московской компанией "SVGA". Она является официальным представителем британской фирмы "Vicon", чьи разработки технологий Motion Capture являются одними из лучших в мире.
Комплекс построен по принципу захвата движений отражающими маркерами, закрепленными на теле актера, с помощью прецизионных высокоскоростных оптических камер Bonita, подсоединенных к компьютеру. Программное обеспечение управляющего компьютера строит в реальном времени траекторию движения каждого маркера в пространстве съемки. Полученные данные экспортируются в профессиональные средства компьютерной анимации – Maya, 3DS Max – где служат основой создания реалистичного движения анимированного персонажа, действующего в контексте фильма или компьютерной игры.
25-27 мая состоялось глубокое изучение практических возможностей системы специально отобранными для этого представителями ведущих творческих и инженерных кафедр. Обучением непосредственно руководили представители фирмы "Vicon", что указывает на важность данного проекта не только для нас, но и для самой фирмы.
Как результат - уже сегодня система захвата движения готова к использованию в научных исследованиях и учебном процессе Университета. Ее возможности охватывают интересы студентов и преподавателей творческих, управленческих и инженерных специализаций.
В ближайшее время мы планируем раскрыть потенциал технологии Motion Capture и оборудования "Vicon", прежде всего, в рамках создания студенческих анимационных работ, в том числе и в формате 3D. А здесь, конечно, нужна полноценная художественная идея, оригинальная и жизнеспособная. В этом отношении мы возлагаем особые надежды на Институт экранных искусств, иными словами, художники должны творить, а инженеры – оказывать им необходимую техническую поддержку, обеспечивая надежное функционирование системы аппаратных и программных средств.
Руководство Университета рассматривает приобретение системы захвата движения как перспективный инновационный проект, направленный на внедрение в Университете самых передовых технологий фильмопроизводства. А если проект инновационный, то должны быть тщательно проработаны вопросы эффективного использования инвестиций и возврата вложений. В этой части мы договорились о совместной работе со специалистами Института экономики и управления.
Важно отметить, что введенный в эксплуатацию комплекс захвата движений является единственным на данный момент в Санкт-Петербурге. Рассчитываем, что для СПбГУКиТ в городе найдутся заинтересованные партнеры – вузы, кинокомпании, разработчики программного обеспечения, а это, несомненно, послужит как поднятию имиджа Университета, так и заключению взаимовыгодных коммерческих отношений.
Владимир Лошкарев
Своей оценкой событий поделился в интервью Службе информации и общественных связей СПбГУКиТ генеральный директор "System Video Graphics Alliance" (г. Москва) Владимир Лошкарев.
Впервые в России вуз приобрел технологию высшего мирового уровня для научных исследований и обучения студентов в сфере кинематографии и телевидения. Есть все основания предполагать, что это станет началом серьезного сотрудничества между Санкт-Петербургским государственным университетом кино и телевидения, компаниями "SVGA" (Россия), "Vicon" (Великобритания) и Оксфордским университетом, который является интеллектуально-технической базой многих инновационных решений и проектов в области работы с изображением.
Гигантский потенциал системы Motion Capture я могу оценить, как человек, который занимается телевидением уже более 20 лет и как менеджер, и как научный сотрудник. С позиций развития технологических процессов, их использования и управления ими в различных областях я много общался за последние 20 лет с преподавателями и студентами вузов в области кинематографии, телекоммуникаций, информатики и компьютерной техники. Приходилось наблюдать заметную отсталость в техническом оснащении и программном обеспечении российских учебных заведений относительно мирового уровня, что не могло пагубно не сказываться на качестве подготовки специалистов и их будущей квалификации. К сожалению, для нас это повсеместная проблема, идущая как от дефицита информации, так и от недостатка средств, выделяемых на формирование и развитие материально-технической базы высшего профессионального образования. За многие годы моей работы я слышал от коллег по телевизионному цеху нелестные отзывы об уровне знаний, технической подготовки и практического опыта выпускаемых отечественными вузами специалистов. Сейчас появился многообещающий шанс исправить это положение, освоить передовые методы, признанные во всем мире технологии и оборудование.
Приобретенная сейчас вашим университетом система захвата движения производства компании "Vicon", безусловно, дорогой продукт, но затраты на него вполне оправданы, поскольку его освоение и использование будет необходимо не только для учебного процесса, не только для подготовки конкурентоспособных специалистов, но и для обеспечения дорогостоящих наукоемких проектов. Если, например, сопоставить стоимость комплекта Motion Capture с изготовлением и реализацией одной современной компьютерной игры, то затраты на средства производства окупаются в пределах одного-двух бюджетов произведенного программного продукта. А если сравнивать со стоимостью производства одного фильма, то возмещение затрат достижимо в пределах одного бюджета! При грамотном подходе к решению комплексных задач даже одной кинокартины, имеющей масштабный художественный замысел, использование технологии виртуального моделирования и оцифровки изображений может дать колоссальную экономию средств, которые пришлось бы в случае ее отсутствия потратить на возведение декораций, пиротехнику, каскадеров, массовку… Иными словами, 20 высокотехнологичных минут в полуторачасовом блокбастере покрывают все издержки на приобретение и использование программного софта и оборудования. Так и создавались, например, такие блокбастеры, как «Гладиатор» или «Аватар».
Для того чтобы дать жизнь новому поколению художественных, анимационных, документальных фильмов, надо осваивать и применять тот уровень технологий, который с наименьшими затратами и наибольшим эффектом позволяет воплощать самые смелые творческие идеи. В этом отношении учиться легче, чем переучиваться. А для этого и должен быть обеспечен доступ нынешних студентов к оптическим, программным и техническим инновациям. Поэтому тот шаг, который сегодня сделал Университет кино и телевидения, это показательный пример дальновидных инвестиций в образование, в профессиональный уровень и квалификацию своих будущих выпускников, которые благодаря качеству своей подготовки смогут стать востребованными на рынке специалистами, людьми будущего.
Филиппа Тимминс
От имени британской компании «Vicon», как производителя системы Motion Capture, на презентации выступила менеджер отдела продаж Филлипа Тимминс. После демонстрации своего продукта она любезно согласилась ответить на несколько наших вопросов.
- Филиппа, есть ли возможность студентам университета кино и телевидения посетить родину новой технологии – вашу компанию?
- Безусловно. У нас предусмотрена интернатура: студенты приезжают, чтобы поработать с нашими алгоритмами при участии команды наших разработчиков. Студенты могут провести, если я не ошибаюсь, порядка трёх месяцев у нас для работы над собственными проектами. Это действительно хорошая возможность.
- А возможно ли пройти специальные международные курсы для лучшего ознакомления с технологией Motion Capture?
- Такая возможность имеется. Мы запустили курсы по изучению программного обеспечения в нескольких наших офисах в Великобритании и США. Также у нас есть on-line университет, где любой желающий может просто зарегистрироваться, присоединиться к десяти другим участникам и мы научим его всему через Интернет. Это очень практично.
- Сегодня мы услышали о таких известных фильмах, как «Пираты Карибского моря», «Человек-паук», «Трансформеры». Какие новые проекты разрабатываются сейчас на базе вашей технологии?
- Новейший проект связан с Национальной Хоккейной Лигой. Там будет и фильм, и что-то похожее на комиксы. На самом деле, сейчас у нас множество проектов в работе.
- Не кажется ли Вам, что спецэффекты и сделанные с помощью вашей технологии в том числе убивают игру настоящих, живых актёров? На презентации мы увидели, что в том же фильме «Трон» за актёров многое делал компьютер.
- Я так не думаю. В фильме «Трон» от актёров требовалась яркая мимика, большое количество движения и по большому счету всё действие вели они, а не компьютер. Их движения в фильме не были из разряда простых. Работа с Motion Capture сама по себе превращается в представление. Я считаю, что и в будущем многие вещи актеры должны будут делать «в живую». Зритель не перестанет верить живому действию. Тем не менее, суть нашей технологии состоит в том, чтобы приручить движение, получить возможность показать всю его красоту и многомерность.