Обучение ЛОВЗ
Организация обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в колледже
В колледже создаются надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа инвалидов лиц с ОВЗ в здания и помещения колледжа: доступность прилегающей территории, доступность входных путей. Кабинет приемной комиссии расположен на первом этаже. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата учебный кабинет, в котором предусмотрены специальные учебные места с современным оборудованием и техническими средствами обучения, располагается на первом этаже
Зачисление на обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан на обучение по программам среднего профессионального образования СПбГИКиТ, на основании рекомендаций, данных по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями о необходимых специальных условиях обучения.
Численность обучающихся инвалидов и обучающихся лиц с ОВЗ в учебной группе со специальными условиями для получения образования не должна превышать 15 человек. Расписание для студентов, обучающихся в данных учебных группах, устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента. При этом максимальный объем учебной нагрузки обучающихся инвалидов и обучающихся лиц с ОВЗ может быть снижен до 45 часов в неделю при шестидневной учебной неделе, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Максимальный объем аудиторной нагрузки для обучающихся инвалидов и обучающихся лиц с ОВЗ может быть снижен до 30 академических часов в неделю. Для учебных групп со специальными условиями для получения образования устанавливается пятидневная учебная неделя. Расписание учебных занятий размещается в комнате отдыха на удобном для чтения уровне.
Численность обучающихся инвалидов и обучающихся лиц с ОВЗ в учебной группе, созданной для совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, не имеющих таких ограничений, не должна превышать 4 человек.
Сроки освоения ППССЗ определяются в соответствии с ФГОС СПО. Для обучающихся инвалидов и обучающихся лиц с ОВЗ могут быть разработаны адаптированные программы обучения, сроки освоения которых могут быть увеличены не более чем на 10 месяцев. С этой целью устанавливается индивидуальный учебный план. Возможен перевод обучающегося лица с ОВЗ на адаптированную образовательную программу или индивидуальный план обучения в процессе обучения.
Для обучающихся инвалидов и обучающихся лиц с ОВЗ осуществляется входной контроль знаний, назначение которого состоит в определении их способностей и готовности к освоению материала. Форма входного контроля для обучающихся инвалидов и обучающихся лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа. Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения домашних заданий или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения материала; правильности выполнения требуемых действий; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д.. Текущий контроль позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачетов и/или экзаменов согласно учебному плану и графику учебного процесса. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При этом может быть предусмотрено увеличение времени на подготовку к экзаменам, а также предоставлено дополнительное время для подготовки ответа. Возможно установление индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися лицами с ОВЗ, в том числе с проведением промежуточной аттестации в несколько этапов с использованием рубежного контроля.
По окончании обучения выпускники-инвалиды и выпускники с ОВЗ должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных во ФГОС СПО видов деятельности. Вводить какие-либо дифференциации и ограничения в отношении профессиональной деятельности выпускников - инвалидов и выпускников с ОВЗ не допускается. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Цели, задачи и формы отчетности обучающихся инвалидов и обучающихся лиц с ОВЗ устанавливается программой практики.
К реализации ППССЗ по специальностям, реализуемым в колледже, в учебные группы (со специальными условиями) для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ привлекаются преподаватели, которые ознакомлены с психофизическими возможностями обучающихся инвалидов и обучающихся лиц с ОВЗ.
Преподаватели обязаны уделять внимание индивидуальной работе с обучающимися инвалидами и обучающимися лицами с ОВЗ. Индивидуальные консультации являются важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению контакта между преподавателем и обучающимся инвалидом или обучающимся лицом с ОВЗ.
В случае использования дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно- образовательной среде с использованием технических и программных средств, содержащей все образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах дисциплин и профессиональных модулей.
Обучающиеся инвалиды и обучающиеся лица с ОВЗ обеспечиваются доступом ко всем печатным и образовательным ресурсам колледжа.
Государственная итоговая аттестация выпускников-инвалидов и выпускников с ОВЗ является обязательной и осуществляется после освоения ППССЗ в полном объеме. Государственная итоговая аттестация выпускников-инвалидов и выпускников с ОВЗ проводится в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации, Положением о выпускной квалификационной работе. Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее, чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации. В специальные условия может входить предоставление отдельной аудитории, увеличение времени для ответа, присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь, формы предоставления заданий и ответов, использование специальных технических средств и др.
Отчисление, перевод, восстановление на обучение, предоставление академических и иных отпусков обучающихся инвалидов и обучающихся лиц с ОВЗ регулируется соответствующими локальными нормативными актами Института.
Мероприятия по социализации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуемые в колледже.
Организация образовательного процесса для обучающихся инвалидов и обучающихся лиц с ОВЗ предусматривает обязательное осуществление психолого-медико-педагогического сопровождения.
Основными задачами психолого-медико-педагогического сопровождения являются:
- осуществление мониторинга обучения и развития;
- преодоление трудностей, возникающих в процессе обучения;
- обеспечение межличностных отношений между участниками образовательного процесса;
- информирование родителей (законных представителей) относительно особенностей организации и задач образования.
Работу по психолого-медико-педагогическому сопровождению осуществляют заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, классный руководитель учебной группы. Контроль за реализацией образовательной программы для обучающихся инвалидов и обучающихся лиц с ОВЗ возлагается на директора колледжа.