Содержание номеров
КИНЕМА №1
КИНЕМА.DOC 90 ЛЕТ «ЭНТУЗИАЗМА»
Из наследия
«Невероятный успех и невероятное сопротивление...»
Письма Дзиги Вертова Е. Свиловой о заграничных показах фильма «Энтузиазм. Симфония Донбасса». Публикация, примечания, комментарий — К. Горячок
Концепция
Идеи, превращенные в вещи: «Энтузиазм» Дзиги Вертова (1931)
Роберт Бёрд (США)
Глава неопубликованной книги «Soul Machine: Soviet Film Models Socialism»
Перевод с англ. Я. Подольного.
Pro et contra
Энтузиазм индустриальной симфонии человека-машины
Виктор Мазин
«Этот, ну, как его… энтузиазм»
Олег Ковалов
Репринт
Вол и лягушка (1932) Владимир Сутырин
Подготовка текста, примечания, комментарий — С. Семенчук.
КИНЕМА.NOTES ВЕРТОВ БЕЗ ГРАНИЦ
Прочтение
Стихи Дзиги Вертова – диалог с самим собой
Кирилл Горячок
Контексты
Дзига Вертов: власть на [в] пути человека с киноаппаратом к человеку
Григорий Тульчинский
Целлулоидный иконостас, или «Уже написан Вертов»
Александр Мусин
Ракурс
Стратегия Кино-Глаза: к вопросу об автономии кино
Дарина Поликарпова
Творческий монтаж: Распределенное познание у Свиловой и Вертова
Карен Перлман, Джон Маккей, Джон Саттон (Австралия, США)
Перевод с англ. Я. Подольного.
Проекции
Михаил Кауфман: в поисках стиля
Владимир Миславский (Украина)
Жан-Люк Годар и (группа) Дзига Вертов
Кирилл Адибеков
Миг невинности. Зигфрид, Вертов и абсолютный фильм
Алексей Медведев
След лезвия: Вертов сегодня
Виктория Белопольская
КИНЕМА.LOOK НЕИЗВЕСТНЫЙ ВЕРТОВ
Николай Изволов: «Полной фильмографии Вертова нет, ее надо восстановить»
КИНЕМА.INFO
Библиография
Хроника научной жизни
In memoria
О Роберте Бёрде (1969 – 2020) П. Багров
КИНЕМА №2
КИНЕМА.DOC
Версии
Синтаксис хтони
Олег Аронсон
«Дау» Ильи Хржановского: Фильм-лимб, фильм-сон
Виктория Смирнова-Майзель
Театр als ob: к идее «Дау».
Нина Савченкова
От триллера к триггеру. Насилие в проекте «Дау»
Артемий Магун
Pro et contra
«Дау» и его резонанс в контексте наук об обществе
Дискуссия в Европейском Университете
КИНЕМА.NOTES
Метод
Интермедиальность в кино: история методологий
Агнес Пету
Интермедиальность как теоретическая перспектива: интерсенсорный аспект
Дарина Поликарпова
Интермедиальность в фильме «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини: взаимодействие визуального образа и литературного текста
Юлия Смирнова
Ракурс
Культурный статус киноадаптаций текстов М. Пруста в свете идей М. М. Бахтина
Полина Рыбина
Новых медиа не было
Павел Арсеньев
Кинонарратив в трансмедиальной оптике: реверсивность как критерий медиачувствительности
Лариса Муравьева
КИНЕМА.LOOK
Проекции
«Постмедиальность не может определить себя иначе чем через “медиум”»
Беседа c Анатолием Рясовым
«В кинематографе меня больше всего привлекает промежуточность ситуации»
Беседа c Анатолием Васильевым
«Я очень люблю делать негармоничные вещи»
Беседа c Денисом Шибановым
КИНЕМА.INFO
Библиография
Новых медиа не было-2
Павел Арсеньев
Цифровой мир: реальность и миф
Евгений Майзель
Хроника научной жизни
Инга Земзаре
КИНЕМА №3
КИНЕМА.DOC
Концепция
Оптическое эксцентрическое. Семиотика безумия братьев Маркс
Олег Аронсон
«ФЭКСы предлагали новое мироощущение — жизнь как трюк»
Интервью Светланы Семенчук с Оксаной Булгаковой
«Французская комическая школа», посмертный авангард?
Франсуа Альбера
Игривая боль. Чаплин и Пафоc
Павел Мощицки
Репринт
- Демократия Тати
Джонатан Розенбаум
Метод
- Оглашенный цирк. Заметки к истории постановки первого спектакля ФЭКС
Евгений Марголит
- Утопия и смех «О природе эксцентрического в кинематографе Геннадия Полоки»
Виктор Филимонов
- «Эксцентризм» в послевоенных сценариях Леннаучфильма (1946–1947)
Семен Дымшиц
КИНЕМА.NOTES
Ракурс
- Кинематограф Брюно Дюмона: от актера-модели к эксцентрике тела («Малыш Кенкен»)
Юлия Смирнова
Интермедиа
Коллективный Феллини
Дмитрий Комм
Рефрены: Анри Тулуз-Лотрек и Федерико Феллини
Виктория Сергеевна Смирнова-Майзель
КИНЕМА.LOOK
Pro et contra
Эксцентрика до и после Тати
Беседа о современной эксцентрике с участием Инны Кушнаревой, Евгения Майзеля и Виктории Смирновой-Майзель
Проекции
Новый «эксцентрический» поворот в «новой» эксцентрике
Дмитрий Голынко
Эксцентрика наискосок и по бокам (эксцентрический поворот в современной литературе)
Беседа Дмитрия Голынко с Александром Скиданом и Алексеем Конаковым
Эксцентрика выхода из зоны комфорта (эксцентрический поворот в современном театре)
Беседа Дмитрия Голынко с Анастасией Патлай и Романом Осминкиным
Эксцентрика формы, материи и метаверса (эксцентрический поворот в современной архитектуре)
Беседа Дмитрия Голынко с Алиной Черейской и Владимиром Фроловым
Эксцентрика отмены и неучастия (эксцентрический поворот в современной музыке)
Беседа Дмитрия Голынко с Борисом Филановским и Сергеем Невским
Билет безумия, или партизанская эксцентрика материала (эксцентрический поворот в современном искусстве)
Беседа Дмитрия Голынко с Натальей Федоровой и Петром Белым
КИНЕМА.INFO
Библиография
Обузданное время и язык вещей. Критика культуры с позиции нового материализма
Наталья Федорова
Кино государственной важности
Рецензия Евгения Майзеля на книгу Людмилы Фёдоровой
«Адаптация как симптом: русская классика на постсоветском экране»
Библиография. Избранные работы о группе ФЭКС (2012–2022)
КИНЕМА №4-5
КИНЕМА.DOC
Метод
Рассказ — Кино — Рассказ’ (Ромер и Эсташ)
Олег Аронсон
Истоки наррации и визуальный образ
Нина Савченкова
Как модернисты (не) дружат с нарративом? Метафизическая фантазия о призраках Декарта и Лейбница в современном кино
Олег Горяинов
Натура VS Декорация, или закон красного коня
Виктор Филимонов
Смысл дубляжа: проблема акустического и визуального
Дарья Наумова
КИНЕМА.NOTES
Концепция
Кинематографическая фабула
Жак Рансьер
Трансписьмо и повествовательная медиатика. Ставки интермедиальности
Андре Годро и Филипп Марион
Чувствовать кино: нарративная инстанция как способ интенсификации присутствия
Ирина Ломакина
Метафикциональность как трансформация зрительской позиции в кинематографе
Диана Абу Юсеф
КИНЕМА.LOOK
Ракурс
Mise en abyme и медиарефлексия в кинонарративе: случай Киаростами
Лариса Муравьева
Лудонарративный диссонанс как прием
Семен Дымшиц
Слепая теория. O сведении фильма к тексту в киноведении русских формалистов и Юрия Лотмана
Ян Левченко
К вопросу о «переводе фильма». Бэнси и другие
Игорь Вдовенко
Природа как крипта и туннели рассказа. О фильме Апичатпонга Вирасетакула «Память»
Евгения Самостиенко
Алексей Михалёв: портрет переводчика в эпоху VHS
Дарина Поликарпова
Нарративная репрезентация временного опыта героев в «медленном кино»
Алина Мартыненко
КИНЕМА.MEDIA
Интермедия
Немой Тартюф
Жак Рансьер
Тело тени: Гойя и Кубин в экспрессионистском кино
Виктория Смирнова-Майзель
Экфрасис в кинематографе: другой взгляд на фильм А. Сокурова «Отец и сын»
Диана Немец-Игнашева
КИНЕМА.INFO
Библиография
Расширенное кино: между перформансом и скульптурой
Евгений Майзель
Монстрация/Наррация от классика кинонарратологии
Полина Рыбина
КИНЕМА №6-7
КИНЕМА.DOC
Метод
Le film qui pense. Кино, которое мыслит
Фолькер Пантенбург
Кино как философская игрушка и антропологическая необходимость
Оксана Булгакова
КИНЕМА.NOTES
Концепция
Flashback, или Инстинкт мышления (лаборатория Алена Рене)
Олег Аронсон
Сообщество как субъект киномысли: от абсурда к метафизике
Нина Савченкова
Кино, рефлексирующее о самом себе: образ-оконная рама в перформативной документалистике
Ирина Ломакина
Технограмматика Дзиги Вертова и Владимира Кобрина
Евгения Самостиенко
Промежутки в большой истории кино, или три случая экранной авторефлексии
Максим Селезнев
КИНЕМА.LOOK
Ракурс
Изобретение кинопоэзии Жаном Эпштейном
Кристоф Уолл-Романа
Авангардные мелодрамы о рабочем классе
Кристоф Уолл-Романа
Снятся ли HD-фильмам аналоговые теоретики, или несколько замечаний про интеллект машины в цифровую эпоху
Ольга Давыдова
Фотогения в тени ауры: к реконструкции диалога Жана Эпштейна и Вальтера Беньямина
Олег Горяинов
Жанровая функция графем в кинематографе Альфреда Хичкока
Ольга Давиденко
КИНЕМА.MEDIA
Интермедия
Зеркало и картина в раннем датском кино
Виктория Смирнова-Майзель
Культура как место преступления
Дмитрий Комм
КИНЕМА. TXT
Комментарии
Отклики
Игорь Вдовенко
КИНЕМА.INFO
Библиография
Фильмософия Дэниела Фрэмптона: «искусственный интеллект» фильма, новый зритель и новый критик
Явления и призраки теории на экране. Годар – Фароки – Пантенбург
Евгений Майзель
КИНЕМА №8-9
КИНЕМА.DOC
Метод
Что значит современный?
Андраш Балинт Ковач
Пересматривая Бальзака: классика и современность в работах Эрика Ромера и Жака Риветта
Захра Тавассоли Зеа
Ремиссия авангарда
Олег Аронсон
Демоны аналогии
Круглый стол о модернистском романе и кинематографе
Участники: Инна Кушнарева, Олег Горяинов.
Модератор Виктория Смирнова-Майзель
КИНЕМА.NOTES
Концепция
Заметки об авторской теории в 2024 году
Игорь Вдовенко
КИНЕМА.LOOK
Ракурс
Перед камерой: аура и поглощенность в фильмах Джеймса Беннинга
Инна Кушнарева
О техниках имманентности и прозрачных стенах: кинематограф Романа Михайлова
Нина Савченкова
Шукшин—смех и слезы
Виктор Филимонов
КИНЕМА.TRIBUTE
Пантеон
Никаких раскадровок. Никогда в жизни
Беседа с кинооператором Дмитрием Долинным
Оператор с фотоаппаратом.
Неоконченный разговор Игорь Лебедев, Василий Гусак и Евгений Майзель
КИНЕМА.MEDIA
Интермедиа
«Итальянец» Томаса Бернхарда как оптическая партитура: к поэтологии гибридного (кино) текста
Вера Котелевская
Барочный Орфей, или Коллажи, машины, границы
Владислав Дегтярев
КИНЕМА.INFO
Библиография
Субстанция «Бальзак»
Полина Рыбина
Фигура и есть образ
Екатерина Бронникова
Неискусство кино
Евгений Майзель